Как проверить катушку зажигания и что делать, если она не работает
Если двигатель троит, а автомобиль неравномерно разгоняется, причина может крыться в катушках зажигания.
Строение индивидуальной катушки зажигания. Изображение: @STARTVOLT — автоэлектрика / VK Video
Бывает три вида катушек: классическая для старых моделей, индивидуальная для большинства современных машин и сдвоенная.
Классическая, или масляная. В старых автомобилях для всех цилиндров используется одна катушка. Она передаёт ток на каждую свечу через трамблер — механическую деталь, которая распределяет напряжение.
Классическая катушка зажигания. Изображение: @STARTVOLT — автоэлектрика / VK Video
Индивидуальная. Преимущество таких элементов — отсутствие высоковольтных проводов, которые нужны для классического типа. Катушка устанавливается сразу на свечу зажигания. Вместо трамблера используется электронный блок, который берёт информацию от датчика коленвала.
В современных автомобилях чаще всего устанавливаются индивидуальные катушки, то есть на каждую — свой цилиндр. Всего число катушек соответствует числу свечей зажигания.
Индивидуальная катушка зажигания. Изображение: @STARTVOLT — автоэлектрика / VK Video
Сдвоенная. Вместо электронного блока работает механический распределитель. К такой катушке ведут высоковольтные провода, которые соединяют её со свечами и цилиндрами. Система зажигания с такими катушками стоит дешевле, чем с индивидуальными. Но она надёжнее, чем классические. Часто сдвоенные катушки объединяются в одном корпусе.
Сдвоенная катушка зажигания. Изображение: @Всё про авто / VK Video
Когда нужно проверять катушки зажигания
О том, что детали выходят из строя, могут сигнализировать такие признаки.
Сигнальная лампа Check Engine. Изображение: @Wikiuser100000 / Wikimedia Commons
Всё это может указывать не только на проблемы с катушками, но и на другие неполадки в системе зажигания. Например, на неисправные свечи.
Эксперты считают, что заметить нарушения в работе катушек для автомобилиста, не разбирающегося в системе зажигания, не всегда просто. Есть ещё косвенные признаки проблемы.
Возрастание расхода топлива — один из косвенных признаков проблем с катушками зажигания. Любые перебои в работе двигателя: внезапная остановка, рывки, нестабильный холостой ход и прочее тоже сигнализируют о проблеме. Если катушки не дают стабильного искрообразования, то двигатель может заглохнуть в любой момент. Различные вибрации, снижение мощности — повод для проверки катушек. Если несгоревшее топливо оказалось в выпускной системе, то может появляться чёрный дым и запах бензина от выхлопной трубы. Это называется обратным выхлопом.
Как проверять катушки зажигания
Есть несколько способов для самостоятельной проверки. Самый простой — подключить OBD-сканер и считать ошибки. Однако эксперты советуют не экспериментировать, а поехать проверить систему зажигания в автосервисе.
Настоятельно не рекомендую предпринимать какие-либо ремонтные действия по «гаражным» методикам: очень легко повредить дорогостоящие электронные компоненты. Если раньше на карбюраторном моторе можно было отключить цилиндр путём снятия высоковольтного наконечника со свечи на заведённом моторе и по характеру изменения оборотов ДВС «вычислить» неработающий цилиндр, то на новых машинах так делать не стоит.
Даже если катушки зажигания всех цилиндров находятся в прямом доступе, пытаться отключать их при работающем двигателе — плохая затея: как минимум запишутся новые ошибки, которые затруднят диагностику, а при плохом раскладе можно «прикончить» блок управления.
Если у вас всё же есть представление о том, как работает система зажигания, и вы уверены, что справитесь самостоятельно, то вот как это сделать.
Проверка сканером
Для диагностики потребуется адаптер диагностического разъёма типа ELM327, его ещё называют OBD-сканером. Он продаётся во многих магазинах автозапчастей и электроники. Стоит несколько сотен рублей. После потребуется установить любое приложение на смартфон, позволяющее считывать ошибки. Например, Car Scanner, OBD Mary, Motor Data OBD ELM, Torque или EOBD Facile.
- Подключите сканер: разъём для него может находиться в бардачке, слева или справа под рулём — уточните это в инструкции по эксплуатации автомобиля.
- Подключитесь к сканеру через Bluetooth-соединение, введите спецификацию своего автомобиля и найдите раздел «Ошибки». Прибор покажет, какие неисправности выдаёт бортовой компьютер автомобиля.
- Изучите появившиеся коды неисправности. Их расшифровку можно найти в свободном доступе в интернете.
Если при подключении сканера к блоку управления двигателя считываются коды неисправностей вида P000 или P00X (где Х — номер цилиндра), то одной из причин поломки может являться катушка зажигания.
Car Scanner ELM OBD2 Stanislav Svistunov
Цена: Бесплатно
Загрузить
Car Scanner ELM OBD2 0vZ
Цена: Бесплатно
Загрузить
Obd Mary – Car Scanner for ELM OBD Apps
Цена: Бесплатно
Загрузить
MotorData OBD ELM car scanner LEGION-AVTODATA, AO
Цена: Бесплатно
Загрузить
MotorData OBD2 ELM car scanner JSC Legion-Autodata
Цена: Бесплатно
Загрузить
Torque Lite (OBD2 & Car) Ian Hawkins
Цена: Бесплатно
Загрузить
Torque OBD Lite — Car Scanner Fantastic Software, Inc.
Цена: Бесплатно
Загрузить
EOBD Facile: OBD 2 Car Scanner OUTILS OBD FACILE SARL
Цена: Бесплатно
Загрузить
Визуальная проверка
Осмотреть катушки можно даже без снятия, если доступ к ним не затруднён, — например, впускным коллектором. Вот на что нужно обратить внимание.
Также специалисты советуют проверить состояние свечей. Если в катушки неисправны, то, скорее всего, визуально это будет заметно и на свечах зажигания. Например, нагар на одной из них указывает на проблемы в одном из цилиндров. Помимо прочего, это может быть связано с катушками.
Если искрообразование на свече было нарушено по причине выхода из строя катушки, то на электродах останутся чёрные отложения сажи и следы несгоревшего топлива.
Если со свечами или катушкой что-то не так, их необходимо заменить.
Проверка мультиметром
Для проверки нужно знать точное сопротивление работоспособной катушки. Эту информацию можно поискать в характеристиках запчасти по марке. В среднем оно составляет от 0,5 до 2,5 Ом на первичной обмотке и 6−20 кОм на вторичной.
Перед отсоединением проводов катушки нужно выключить зажигание автомобиля. Алгоритм проверки следующий.
1. Снимите катушку.
2. Найдите первичную и вторичную обмотки. В классических катушках большой выход отвечает за вторичную обмотку, а обычный провод или металлические полюса по краям большого провода — за первичную. В других типах катушек более тонкая верхняя часть — первичная обмотка. А широкая, нижняя — вторичная.
3. На мультиметре выставьте сопротивление 20 Ом.
4 Щупами мультиметра замерьте первичную обмотку и сравните её с идеальными показателями катушки.
1 / 0 Проверка первичной обмотки индивидуальной катушки зажигания мультиметром. Кадр: @Kia Master / VK Video
2 / 0 Проверка первичной обмотки классической катушки зажигания мультиметром. Кадр: @ViDuck | Архив №18 / VK Video
5. Переключите мультиметр в килоомы для проверки вторичной обмотки. Для самой проверки нужно, чтобы один провод касался металлического «плюсового» вывода катушки, а второй — высоковольтного наконечника внутри детали.
6. Замерьте показания и сверьте с точными значениями в характеристиках самой запчасти.
1 / 0 Проверка вторичной обмотки классической катушки зажигания мультиметром. Кадр: @ViDuck | Архив №18 / VK Video
2 / 0 Проверка вторичной обмотки сдвоенной катушки зажигания мультиметром. Кадр: @Электроник / VK Video
Если показатели сильно ниже, чем должны быть, значит, где-то есть замыкание. Если сильно выше — обрыв. В любом случае катушку необходимо будет заменить.
Если сопротивление выходит за пределы нормы, катушка, вероятно, неисправна.
На многих современных катушках устанавливают диоды на вторичной обмотке. Он подавляет искру при включении зажигания. При такой конструкции сопротивление на вторичной обмотке проверить невозможно, потому что не получится к ней подобраться. Но можно действовать по-другому.
- Переключите мультиметр в режим постоянного напряжения.
- Подсоедините щупы мультиметра к контактам вторичной обмотки и аккумулятора автомобиля.
- Оцените результат: напряжение должно показываться, когда ток идёт от аккумулятора к катушке. Если изменить направление тока и полярность, на дисплее мультиметра не будет отображаться значение напряжения.
Если напряжение неизвестно в обоих вариантах, значит, где-то есть обрыв. Если показатель не падает при смене полярности — пробит диод. В обоих случаях нужна замена катушки.
Проверка на работоспособность
Это опасный способ. Есть риск выхода из строя системы зажигания. Поэтому таким образом проверять катушки следует, только если вы разбираетесь в электрике автомобиля. Если познаний не хватает, лучше обратиться в автосервис.
Для безопасности нужно надеть резиновые перчатки. Ещё понадобится помощник — в одиночку этим способом проверить не получится. Зажигание автомобиля должно быть выключено.
- Выкрутите исправную свечу зажигания или возьмите запасную.
- Подключите исправную свечу к высоковольтному проводу.
- Заземлите её на «массу». Например, прижмите к металлической части двигателя.
- Наденьте на свечу катушку.
- Заведите машину. Полноценно без свечи и катушки двигатель не заработает. Но стартер будет крутить коленвал. Это то, что нужно.
- Наблюдайте за искрой на свече. Она должна быть яркой, резкой, с синим или фиолетовым оттенком.
Если искры нет или она слабая, то катушка неисправна, и её придётся заменить.
Пример рабочей искры катушки зажигания. Кадр: @Автосервис service_garage56 / VK Video
Как заменить катушки зажигания
Если любой из способов диагностики показал, что одна или несколько катушек неисправны, их необходимо заменить. Для этого потребуются новые запчасти и отвёртка, чтобы открутить крепёжные болты.
Не занимайтесь этим сразу после поездки. Детали будут горячими, можно получить ожог. Подождите немного, чтобы остыл двигатель и запчасти.
Вот как действовать.
- Откройте капот. Если необходимо, снимите пластиковый защитный кожух двигателя. Найдите провода, которые идут к головкам блоков цилиндров. Они подсоединены к катушкам.
- Запомните или сфотографируйте расположение проводов, которые идут к катушкам. Затем отсоедините их.
- Открутите гайки, которыми крепятся катушки.
- Снимите неисправные катушки.
- Поставьте новые запчасти так же, как были установлены предыдущие.
- Закрутите гайки и подсоедините провода на место.
Может пригодиться 🚗 Что делать, если не работает стеклоподъёмник Как часто менять тормозную жидкость и как это делать Как проверить датчик коленвала на неисправность Как рассчитать расход топлива Как проверить уровень масла в двигателе правильно
Источник