Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять
Если элемент оборвётся во время движения, двигатель откажет, и это, скорее всего, приведёт к аварии.
Что такое ремень ГРМ
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) — это резинотехническое изделие с зубчатой внутренней поверхностью, которое синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов двигателя. Деталь обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в цилиндрах, что необходимо для правильной работы мотора.
Ремень ГРМ состоит из нескольких слоёв:
Ещё бывают цепные ГРМ — не из резины, а из металла. На разные автомобили устанавливают разный тип детали. Считается, что цепной механизм служит дольше, зато замена ременного обходится дешевле.
Схема работы ремня ГРМ. Кадры: Электрооборудование и Автоматика / YouTube
Зачем нужен ремень ГРМ
Эта деталь выполняет несколько важных функций.
- Синхронизация работы валов. Ремень обеспечивает точное взаимодействие коленчатого и распределительного валов, что необходимо для правильной работы клапанов и поршней.
- Передача вращения. Элемент передаёт вращение от коленчатого вала к распределительному, что позволяет двигателю работать слаженно.
- Предотвращение повреждений. Исправный ремень препятствует столкновению клапанов с поршнями, что может произойти при его обрыве.
Обрыв ремня ГРМ приведёт к остановке двигателя, если это случится в движении. А отказ гидроусилителя руля и усилителя тормозов на скорости может стать причиной аварии. Также при обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев требуется дорогостоящий ремонт двигателя: тарелки клапанов встречаются с движущимися поршнями и происходит удар, приводящий к загибу клапанов, а в наиболее тяжёлых случаях — разрушению поршней.
Схема расположения ремня ГРМ и деталей, с которыми он взаимодействует. Кадр: @Знать Полезно! / YouTube
Как часто надо менять ремень ГРМ
Регламент замены зависит от модели автомобиля. Например, у современных Chery Arrizo 8 положено менять деталь каждые три года или каждые 100 тысяч километров. На кроссоверах Chery Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 ремень служит от 60 до 90 тысяч пробега в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации. На Lada Vesta положено обновлять ремень ГРМ каждые 90 тысяч пробега. На кроссовере Audi Q3 первого поколения необходимо проверять деталь каждые 60 тысяч км пробега, но служат они примерно по 90 тысяч км. Чем старше автомобиль, тем чаще нужно проверять состояние элемента.
Автопроизводители рекомендуют менять ремень ГРМ каждые 70−90 тысяч км пробега или через 4−5 лет эксплуатации машины. Это оптимальный срок его службы, так как потом деталь начинает изнашиваться. Некоторые модели автомобилей способны проездить значительно больше без замены ремня. Сроки замены строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации конкретной модели.
Как отмечает Андрей Коромыслов, «при эксплуатации машины в неблагоприятных условиях интервалы обслуживания и замены сокращаются. К таким относятся повышенная запылённость, пониженные температуры, пересечённая местность, работа в такси и прочее. Досрочное обновление ремня может потребоваться при проведении сопутствующих работ, например при замене переднего сальника коленчатого вала или водяного насоса, регламент которых подразумевает снятие ремня ГРМ. При обратной сборке установка нового ремня в таких случаях обязательна, каким бы хорошим снятый элемент ни выглядел.
Чтобы избежать неприятностей, следует строго соблюдать периодичность ТО из сервисной книжки. При малейших подозрениях на неисправность привода ГРМ (посторонний шум, свист или другие признаки) необходима проверка, по результатам которой будет ясно, требуется обновление ремня или нет».
Как понять, что ремень ГРМ пора менять
Состояние детали можно проверить самостоятельно, но надёжнее это сделать в сервисе и не затягивать с заменой по установленному регламенту.
Поможет даже визуальный осмотр. Об износе ремня свидетельствуют трещины, потёртости, расслоение или отслоение зубцов. Кроме того, стоит обратить внимание на посторонние звуки в районе крышки ГРМ — свист или щелчки могут сигнализировать о проблемах с ремнём или роликами.
Когда ремень ещё не оборван, но перескочил на один или несколько зубцов, могут появиться проблемы с запуском двигателя, снижается его мощность, агрегат работает неравномерно. Это происходит из-за нарушения фазы газораспределения.
Часто из-за неполадок с ремнём подтекает масло из-под крышки ГРМ, так как оно разъедает резиновую поверхность ремня и ускоряет его разрушение.
Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, нужно срочно проверить состояние ремня и при необходимости заменить его, чтобы избежать серьёзных повреждений двигателя.
Оборванный ремень ГРМ. Кадр: @Sergey Avtocar / YouTube
Как выбрать хороший ремень ГРМ
При покупке новой детали важно учитывать несколько ключевых факторов. Их перечислил Максимилиан Павлов.
Александр Большаков, директор автосервиса ООО «Техцентр Кореана», советует при выборе нового ремня не поддаваться соблазну купить оригинальную запчасть в три раза дешевле рыночной стоимости, поскольку магазины заполнены контрафактной продукцией. Практика показывает, что подделка может порваться уже в течение года. «Я рекомендую приобретать ремень ГРМ и другие комплектующие в больших сетевых магазинах, а ещё лучше покупать деталь и проводить её замену в крупных сетевых сервисных центрах. В этом случае автовладелец получает полноценную гарантию на элемент и произведённые работы», — заключил эксперт.
Сколько стоит замена ремня ГРМ
Сумма зависит от марки автомобиля, сложности работ и региона. В среднем стоимость работы по России варьируется от 5 до 15 тысяч рублей.
В стоимость обычно входит не только замена ремня, но и установка нового ролика, натяжителя и в некоторых случаях помпы.
Цена же на сами запчасти зависит от марки машины и производителя. Самый дешёвый комплект ремня сейчас можно найти на классифайдах примерно за 10 тысяч рублей, это российские или китайские аналоги популярных производителей запчастей для бюджетных машин. Стоимость дорогих наборов переваливает за 100 тысяч рублей, это оригинальные детали, которые необходимо заказывать за границей.
Как поменять ремень ГРМ самостоятельно
До начала любых работ с автомобилем внимательно изучите руководство по ремонту со всеми нюансами, убедитесь, что у вас есть необходимый инструмент и навыки проведения подобного рода работ. Часто при замене ремня ГРМ на современном двигателе помимо обычных ключей и головок может потребоваться специальное оборудование: различного рода кондукторы, стопоры, съёмники и оправки. Чтобы не тратиться на эти дорогостоящие элементы, их можно взять в аренду.
Помните, что ошибки при установке ремня ГРМ могут привести к затратному ремонту двигателя. Поэтому если сомневаетесь, то не экономьте, а доверьте эту операцию профессионалам СТО.
Если вы уверены в своих навыках, воспользуйтесь пошаговой инструкцией от Максимилиана Павлова.
Что понадобится
Как делать
1. Установите автомобиль на ровной поверхности. Проверьте, чтобы зажигание было выключено, а аккумулятор отсоединён. В некоторых моделях подобраться к механизму можно только из-под днища — тогда придётся поднять машину с помощью домкрата.
2. Снимите элементы, которые мешают подобраться к ремню: защитный кожух двигателя, крепления крышки ГРМ. В некоторых случаях потребуется демонтаж генератора, шкива коленвала или других навесных агрегатов. Это зависит от расположения детали в вашем автомобиле.
Снятие верхнего кожуха ремня ГРМ. Кадр: @Техцентр «Автономия» / YouTube
3. Выставите метки, прежде чем демонтировать ремень. Коленвал и распредвалы фиксируются в положении верхней мёртвой точки (ВМТ), для этого метки на шкивах совмещаются с заводскими указателями. Этот этап критически важен для правильной установки фаз газораспределения при сборке.
Установка меток ВМТ. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube
4. Демонтируйте старый элемент. Для этого ослабьте натяжной ролик, после чего снимите ремень. При наличии гидронатяжителя его также необходимо ослабить.
Натяжной и обводной ролики, которые необходимо открутить перед снятием ремня. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube
5. Осмотрите ремень на наличие повреждений и проверьте, нет ли перескакивания зубцов.
6. Перенесите старые метки с шестерней и ремня на новые детали.
Шестерни коленвала и ремень с совмещёнными на них метками. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube
7. Начните установку нового ремня с коленчатого вала, затем ремень надевается на распредвалы, натяжной и обводной ролики. Важно убедиться, что ремень плотно сидит на зубьях и не провисает.
8. Натяните ремень ГРМ. Для этого затягивайте плавно натяжной ролик, чтобы натяжение было достаточным, но не чрезмерным.
9. Прокрутите вручную коленвал на два оборота для проверки совпадения меток ГРМ и контроля того, что ремень остаётся на месте.
Корректировка натяжения ремня до совмещения специального язычка с окошком на ролике. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube
10. Установите на место все элементы, которые демонтировали, чтобы подобраться к ремню: кожух ГРМ, шкив коленвала и навесные агрегаты.
11. После подключения аккумулятора запустите двигатель и проверьте его работу. Если посторонние шумы и вибрации отсутствуют, а мотор функционирует ровно, замена выполнена корректно.
12. Проверьте натяжение ремня спустя 500–1 000 км пробега. Если элемент провис, его нужно затянуть, как описано в пункте 8.
Водить🚘Почему троит двигатель и что с этим делатьКак часто надо менять антифриз и как это делатьЧёрный дым из выхлопной трубы: о чём это говорит и что делатьПочему не горят стоп-сигналы и что с этим делатьЧто такое гидроудар двигателя и как его избежать
Источник