Вокруг света

Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

Если элемент оборвётся во время движения, двигатель откажет, и это, скорее всего, приведёт к аварии.

Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

Что такое ремень ГРМ

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) — это резинотехническое изделие с зубчатой внутренней поверхностью, которое синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов двигателя. Деталь обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в цилиндрах, что необходимо для правильной работы мотора.

Ремень ГРМ состоит из нескольких слоёв:

  • основа из прочной резины, чаще всего — из каучука, но бывает ещё ремни из полиуретана и неопрена;
  • корд (армирующий слой) из стекловолокна или стали для повышения прочности;
  • зубья из плотной синтетической ткани, которые обеспечивают сцепление с шестернями валов.
  • Ещё бывают цепные ГРМ — не из резины, а из металла. На разные автомобили устанавливают разный тип детали. Считается, что цепной механизм служит дольше, зато замена ременного обходится дешевле.

    Схема работы ремня ГРМ. Кадры: Электрооборудование и Автоматика / YouTube

    Зачем нужен ремень ГРМ

    Эта деталь выполняет несколько важных функций.

    1. Синхронизация работы валов. Ремень обеспечивает точное взаимодействие коленчатого и распределительного валов, что необходимо для правильной работы клапанов и поршней.
    2. Передача вращения. Элемент передаёт вращение от коленчатого вала к распределительному, что позволяет двигателю работать слаженно.
    3. Предотвращение повреждений. Исправный ремень препятствует столкновению клапанов с поршнями, что может произойти при его обрыве.

    Обрыв ремня ГРМ приведёт к остановке двигателя, если это случится в движении. А отказ гидроусилителя руля и усилителя тормозов на скорости может стать причиной аварии. Также при обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев требуется дорогостоящий ремонт двигателя: тарелки клапанов встречаются с движущимися поршнями и происходит удар, приводящий к загибу клапанов, а в наиболее тяжёлых случаях — разрушению поршней.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Схема расположения ремня ГРМ и деталей, с которыми он взаимодействует. Кадр: @Знать Полезно! / YouTube

    Как часто надо менять ремень ГРМ

    Регламент замены зависит от модели автомобиля. Например, у современных Chery Arrizo 8 положено менять деталь каждые три года или каждые 100 тысяч километров. На кроссоверах Chery Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 ремень служит от 60 до 90 тысяч пробега в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации. На Lada Vesta положено обновлять ремень ГРМ каждые 90 тысяч пробега. На кроссовере Audi Q3 первого поколения необходимо проверять деталь каждые 60 тысяч км пробега, но служат они примерно по 90 тысяч км. Чем старше автомобиль, тем чаще нужно проверять состояние элемента.

    Автопроизводители рекомендуют менять ремень ГРМ каждые 70−90 тысяч км пробега или через 4−5 лет эксплуатации машины. Это оптимальный срок его службы, так как потом деталь начинает изнашиваться. Некоторые модели автомобилей способны проездить значительно больше без замены ремня. Сроки замены строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации конкретной модели.

    Как отмечает Андрей Коромыслов, «при эксплуатации машины в неблагоприятных условиях интервалы обслуживания и замены сокращаются. К таким относятся повышенная запылённость, пониженные температуры, пересечённая местность, работа в такси и прочее. Досрочное обновление ремня может потребоваться при проведении сопутствующих работ, например при замене переднего сальника коленчатого вала или водяного насоса, регламент которых подразумевает снятие ремня ГРМ. При обратной сборке установка нового ремня в таких случаях обязательна, каким бы хорошим снятый элемент ни выглядел.

    Чтобы избежать неприятностей, следует строго соблюдать периодичность ТО из сервисной книжки. При малейших подозрениях на неисправность привода ГРМ (посторонний шум, свист или другие признаки) необходима проверка, по результатам которой будет ясно, требуется обновление ремня или нет».

    Как понять, что ремень ГРМ пора менять

    Состояние детали можно проверить самостоятельно, но надёжнее это сделать в сервисе и не затягивать с заменой по установленному регламенту. 

    Поможет даже визуальный осмотр. Об износе ремня свидетельствуют трещины, потёртости, расслоение или отслоение зубцов. Кроме того, стоит обратить внимание на посторонние звуки в районе крышки ГРМ — свист или щелчки могут сигнализировать о проблемах с ремнём или роликами.

    Когда ремень ещё не оборван, но перескочил на один или несколько зубцов, могут появиться проблемы с запуском двигателя, снижается его мощность, агрегат работает неравномерно. Это происходит из-за нарушения фазы газораспределения. 

    Часто из-за неполадок с ремнём подтекает масло из-под крышки ГРМ, так как оно разъедает резиновую поверхность ремня и ускоряет его разрушение.

    Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, нужно срочно проверить состояние ремня и при необходимости заменить его, чтобы избежать серьёзных повреждений двигателя.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Оборванный ремень ГРМ. Кадр: @Sergey Avtocar / YouTube

    Как выбрать хороший ремень ГРМ

    При покупке новой детали важно учитывать несколько ключевых факторов. Их перечислил Максимилиан Павлов.

  • Убедитесь в подлинности ремня, так как подделки могут быстро выйти из строя. Лучше всего приобретать оригинальный ремень от производителя автомобиля или проверенные аналоги от брендов Contitech, Gates, Dayco или Bosch.
  • Покупайте только тот ремень ГРМ, который предназначен для двигателя вашего автомобиля. Чтобы это проверить, нужно смотреть номер детали по VIN-коду автомобиля или по специальным каталогам. 
  • Обратите внимание на материал самого ремня. Качественные изделия изготавливаются из армированной резины с нейлоновым покрытием и имеют прочные корды, что повышает их устойчивость к нагрузкам.
  • Старайтесь покупать ремень в комплекте с роликами и натяжителем, а в некоторых случаях — с водяным насосом, если он приводится в движение ремнём ГРМ. Это исключит риск преждевременного выхода из строя отдельных компонентов. 
  • Александр Большаков, директор автосервиса ООО «Техцентр Кореана», советует при выборе нового ремня не поддаваться соблазну купить оригинальную запчасть в три раза дешевле рыночной стоимости, поскольку магазины заполнены контрафактной продукцией. Практика показывает, что подделка может порваться уже в течение года. «Я рекомендую приобретать ремень ГРМ и другие комплектующие в больших сетевых магазинах, а ещё лучше покупать деталь и проводить её замену в крупных сетевых сервисных центрах. В этом случае автовладелец получает полноценную гарантию на элемент и произведённые работы», — заключил эксперт.

    Сколько стоит замена ремня ГРМ

    Сумма зависит от марки автомобиля, сложности работ и региона. В среднем стоимость работы по России варьируется от 5 до 15 тысяч рублей.

  • Москва: 8–20 тысяч рублей.
  • Санкт-Петербург: 7–18 тысяч рублей.
  • Екатеринбург: 6–15 тысяч рублей.
  • Новосибирск: 5–14 тысяч рублей.
  • Краснодар: 5–12 тысяч рублей.
  • В стоимость обычно входит не только замена ремня, но и установка нового ролика, натяжителя и в некоторых случаях помпы.

    Цена же на сами запчасти зависит от марки машины и производителя. Самый дешёвый комплект ремня сейчас можно найти на классифайдах примерно за 10 тысяч рублей, это российские или китайские аналоги популярных производителей запчастей для бюджетных машин. Стоимость дорогих наборов переваливает за 100 тысяч рублей, это оригинальные детали, которые необходимо заказывать за границей.

    Как поменять ремень ГРМ самостоятельно

    До начала любых работ с автомобилем внимательно изучите руководство по ремонту со всеми нюансами, убедитесь, что у вас есть необходимый инструмент и навыки проведения подобного рода работ. Часто при замене ремня ГРМ на современном двигателе помимо обычных ключей и головок может потребоваться специальное оборудование: различного рода кондукторы, стопоры, съёмники и оправки. Чтобы не тратиться на эти дорогостоящие элементы, их можно взять в аренду. 

    Помните, что ошибки при установке ремня ГРМ могут привести к затратному ремонту двигателя. Поэтому если сомневаетесь, то не экономьте, а доверьте эту операцию профессионалам СТО.

    Если вы уверены в своих навыках, воспользуйтесь пошаговой инструкцией от Максимилиана Павлова.

    Что понадобится

  • Новый ремень ГРМ,
  • комплект роликов,
  • ключи, 
  • домкрат — опционально,
  • фиксатор коленвала.
  • Как делать

    1. Установите автомобиль на ровной поверхности. Проверьте, чтобы зажигание было выключено, а аккумулятор отсоединён. В некоторых моделях подобраться к механизму можно только из-под днища — тогда придётся поднять машину с помощью домкрата. 

    2. Снимите элементы, которые мешают подобраться к ремню: защитный кожух двигателя, крепления крышки ГРМ. В некоторых случаях потребуется демонтаж генератора, шкива коленвала или других навесных агрегатов. Это зависит от расположения детали в вашем автомобиле.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Снятие верхнего кожуха ремня ГРМ. Кадр: @Техцентр «Автономия» / YouTube

    3. Выставите метки, прежде чем демонтировать ремень. Коленвал и распредвалы фиксируются в положении верхней мёртвой точки (ВМТ), для этого метки на шкивах совмещаются с заводскими указателями. Этот этап критически важен для правильной установки фаз газораспределения при сборке.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Установка меток ВМТ. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

    4. Демонтируйте старый элемент. Для этого ослабьте натяжной ролик, после чего снимите ремень. При наличии гидронатяжителя его также необходимо ослабить.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Натяжной и обводной ролики, которые необходимо открутить перед снятием ремня. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

    5. Осмотрите ремень на наличие повреждений и проверьте, нет ли перескакивания зубцов.

    6. Перенесите старые метки с шестерней и ремня на новые детали.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Шестерни коленвала и ремень с совмещёнными на них метками. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

    7. Начните установку нового ремня с коленчатого вала, затем ремень надевается на распредвалы, натяжной и обводной ролики. Важно убедиться, что ремень плотно сидит на зубьях и не провисает.

    8. Натяните ремень ГРМ. Для этого затягивайте плавно натяжной ролик, чтобы натяжение было достаточным, но не чрезмерным.

    9. Прокрутите вручную коленвал на два оборота для проверки совпадения меток ГРМ и контроля того, что ремень остаётся на месте.

    Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

    Корректировка натяжения ремня до совмещения специального язычка с окошком на ролике. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

    10. Установите на место все элементы, которые демонтировали, чтобы подобраться к ремню: кожух ГРМ, шкив коленвала и навесные агрегаты. 

    11. После подключения аккумулятора запустите двигатель и проверьте его работу. Если посторонние шумы и вибрации отсутствуют, а мотор функционирует ровно, замена выполнена корректно.

    12. Проверьте натяжение ремня спустя 500–1 000 км пробега. Если элемент провис, его нужно затянуть, как описано в пункте 8.

    Водить🚘Почему троит двигатель и что с этим делатьКак часто надо менять антифриз и как это делатьЧёрный дым из выхлопной трубы: о чём это говорит и что делатьПочему не горят стоп-сигналы и что с этим делатьЧто такое гидроудар двигателя и как его избежать
    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»