10 деталей в двух частях «Дюны», которые вы могли не заметить или не до конца понять
Что означает голова быка, как авторы ссылаются на «Апокалипсис сегодня» и почему первый фильм закончили именно так.
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
В первой части «Дюны» фременов, а особенно Чани показывают не слишком часто. Зато второй фильм во многом посвящён их жизни и культуре. Они носят специальные костюмы, которые позволяют не терять влагу, и редко надевают что-то яркое.
Во второй «Дюне» на голове Чани появляется синий платок, и это не просто декоративный элемент. Как и во многих архаичных и религиозных сообществах, отдельные детали гардероба фременов имеют особое значение. В книге The Art and Soul of Dune режиссёр Дени Вильнёв поясняет, что женщины в этой культуре носят синее, когда влюбляются. Так что её отношение к Полу понятно без слов. А ещё это просто красиво: на фоне оранжевых песков Арракиса синий платок очень выделяется.
2. Почему фремены меняют своё отношение к телам
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
Народ, который позже возглавит Пол Атрейдес, обитает в пустыне. Буквально вся жизнь фременов зависит от наличия воды, поэтому они всеми силами её экономят. Есть и особые хранилища, пить из которых запрещено, даже если от этого зависит жизнь.
В начале второго фильма показывают, как Стилгар и его народ собирают воду из трупов врагов — терять ценную жидкость нельзя. Однако в финале картины, когда фремены уже следуют за новым лидером, они просто сжигают тела Харконненов. Это яркая демонстрация того, что их жизнь и вера изменились.
Одновременно эта сцена отражает начало второй части, когда точно так же приспешники Харконненов уничтожали трупы служителей дома Атрейдес.
3. Почему во дворце императора Пол стоит выше остальных
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
В финале второго фильма на Арракис прибывает сам падишах-император Шаддам IV, которого играет Кристофер Уокен. Его дворец спроектирован в виде пирамиды: когда правитель допрашивает барона Харконнена и его родственников, то сидит на троне на самой вершине. Рядом с императором стоят преподобная из ордена Бене Гессерит и принцесса Ирулан. Харконненам же досталось место у подножия, что отлично отражает расстановку сил.
Однако после нападения фременов Пол врывается во дворец и убивает барона Харконнена. И в этот момент уже он спускается к императору и остальным вниз по лестнице — отличное визуальное отражение факта, что роли поменялись. Теперь Муад’Диб стоит выше всех по рангу.
4. Финал второй части — отражение начала первой
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
Придерживаясь в общих чертах литературной основы, Дени Вильнёв значительно изменил многие детали в обоих фильмах. В частности, начало и конец истории немного отличаются от первоисточника. Зато они отлично параллелятся друг с другом.
В открывающей сцене первого фильма Чани наблюдает за тем, как на Арракис прибывают гости с других планет, чтобы добывать там специю. В финале второй части она же уходит в пустыню, пока гости и войска Пола Атрейдеса покидают планету, чтобы устроить войну. Получается, что история начинается и заканчивается на одном персонаже — коренной обитательнице Арракиса.
5. Темп повествования сильно ускорили
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
Дени Вильнёв сильно сократил время действия истории. Во второй картине за кадром периодически звучит голос принцессы Ирулан, рассказывающей о течении времени в этом мире.
Весь сюжет второго фильма происходит на протяжении девяти месяцев — в тот же год, что и первая картина. В книгах же всё длилось намного дольше: с момента падения дома Атрейдес до захвата власти Полом прошло не менее двух лет. Режиссёр поступил так, чтобы не пришлось делать временной скачок и менять внешность персонажей. Но получается, что главный герой вошёл в доверие к фременам и стал их мессией слишком уж быстро.
6. Кто такие ментаты и почему в «Дюне» нет компьютеров
Кадр из фильма «Дюна»
В отличие от экранизации Дэвида Линча, Дени Вильнёв растянул содержание первой книги на два фильма. Но всё равно многие подробности этого мира не объяснили и даже не раскрыли некоторых персонажей. Тем, кто не читал книги, может быть непонятно, почему в футуристическом и технологичном мире нет продвинутых компьютеров. А ещё что это за странные персонажи, у которых периодически белеют глаза: у дома Атрейдес — Суфир Хават в исполнении Стивена Хендерсона, у Харконненов — Питер Де Врис, которого играет Давид Дастмалчян.
На эти два вопроса есть общий ответ из книг Фрэнка Герберта. Дело в том, что в мире «Дюны» в далёком прошлом произошла война между людьми и «мыслящими машинами», которую назвали Батлерианский джихад. После победы над компьютерами и роботами в этой вселенной запрещены продвинутые технологии с искусственным интеллектом.
Вместо них используют ментатов — специально обученных людей, которые представляют собой живые компьютеры. В те моменты, когда у них белеют глаза, они занимаются вычислениями.
7. К чему отсылает образ барона Харконнена
Кадр из фильма «Дюна»
В актёрском составе обеих частей «Дюны» есть множество потрясающих актёров, которым создали удивительные и необычные образы. Один из самых ярких — Стеллан Скарсгард в роли барона Владимира Харконнена. Как и в книгах, его сделали невероятно толстым — герой даже не может ходить и пользуется специальным прибором для полётов. Чтобы создать такую внешность, актёру приходилось гримироваться по несколько часов каждый день.
Но внешность барона и даже некоторые его жесты в этом фильме — ещё и отсылка к классике кино. Визажист Дональд Моуот хотел сделать Харконнена похожим на персонажа Марлона Брандо из «Апокалипсиса сегодня». Как и полковник Курц, барон лысый, у него лишний вес, а в первом фильме он ещё и часто прячется в тени. Во время разговора он проводит рукой по голове. Всё это должно напомнить о схожести двух знаменитых злодеев.
8. Как изменилась роль сестры Пола
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
Участие Ани Тейлор-Джой во второй части «Дюны» скрывали до последнего момента. Её появление действительно было неожиданным, ведь Вильнёв снова отступил от сюжета книги. В фильме Алия — сестра Пола — появляется лишь в его небольшом видении о будущем и уже взрослой.
В книге и в фильме Дэвида Линча к моменту захвата власти девочка уже родилась. Она была ещё совсем юной, но не по годам развитой. Именно Алия убила барона Харконнена ядовитой иглой гом джаббар — в последнем фильме это сделал сам Пол и просто ножом.
Интересно, как это повлияет на дальнейшее развитие сюжета: в книгах из-за своего поступка Алия со временем стала одержима своим дедом, что привело к трагическим последствиям.
9. Что значат быки для Атрейдесов
Кадр из фильма «Дюна»
В первой части «Дюны» в обстановке дворца Атрейдесов можно неоднократно увидеть фигуры быка. Есть скульптура, на которой человек сражается с этим животным, его изображения. А после переезда работники распаковывают и вешают на стену бычью голову. Это не просто абстрактный символ, а наследие дома Атрейдес.
Из книг известно, что отец герцога Лето любил сражаться с быками ради развлечения и острых ощущений. В одном из таких боёв он и погиб. Так что все эти изображения — память о гибели предка, а голова, вероятно, принадлежала тому самому зверю, который убил герцога.
Незадолго до своей последней встречи с бароном Харконненом Лето Атрейдес смотрит на это чучело, понимая, что скоро и сам умрёт. И здесь уже возникает мрачная параллель: его отец погиб, сражаясь ради развлечения, сам же герцог отдаёт жизнь за свою семью.
10. Фремен Джамис — символ перерождения Пола
Кадр из фильма «Дюна»
Первый фильм заканчивается тем, что Пол Атрейдес убивает фремена Джамиса — тот отказывался признавать его мессией и грозился убить леди Джессику. Но на самом деле этот персонаж — один из самых главных в первой части.
До встречи с народом пустыни Полу являлась не только Чани, но и Джамис — именно его образ посоветовал юноше, как пролететь через бурю. В другом видении юный Атрейдес видел, как этот фремен убивает его во время схватки.
Дени Вильнёв не просто так решил закончить первый фильм на этой сцене, а не на сражении с домом Харконнен или гибели Дункана. Именно в момент сражения с Джамисом главный герой, по сути, перерождается. Убивая человека, который наставлял его в видениях, он сам занимает его место и становится фременом. Так начинается путь Пола к роли мессии.
Погружаемся в мир «Дюны» 🔥 9 нестыковок в фильмах «Дюна», которые сразу бросаются в глаза «Дюна» — грандиозная экранизация романа Герберта, которую выдержат не все «Дюна: Часть вторая» — идеальный блокбастер, который ещё и радует глубоким смыслом В каком порядке читать «Дюну»: гайд для новичков
Источник